Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

GardE-MarinE, 41 - 21 июня 2007 09:16

Все
Отредактировано:21.06.07 09:17
В общем-то, будучи профаном, не могу претендовать на авторитетное мнение, но вопрос Ваш показался мне весьма интересным, и посему выскажу свою точку зрения, основанную на определенном опыте изучения данной темы.
Масонство, как Вам, должно быть, известно, - традиция инициатическая. Это означает, что сообщество людей, объединенных некими идеями, образует определенную замкнутую субкультуру, которая в свою очередь формирует специфический тип сознания ее членов. Есть такое понятие "инициатическое сознание", и оно в корне отличается от сознания обыденного (возникающего на базе повседневного опыта). В этом масонство сродни любому конфессиональному исповеданию, в арсенале которого также присутствуют определенные формулы, символы и ритуалы - атрибуты той же инициации, посредством коих традиция формирует уникальный тип сознания своих адептов.
Масонство, как и всякая религия, представляет собой не что иное, как исторический тип ТРАДИЦИИ. При этом различные формы традиции, сосуществующие бок о бок, ни в коем случае друг друга не исключают. Например, наряду с религиозной традицией существует традиция семейная. Она включает в себя устойчивую идентичность, основанную на вековых ассоциативных рядах, фамильные предания, реликвии и т.п. Едва ли у Вас возникнет желание допускать в круг семейной традиции посторонних, пусть даже и одной с Вами веры, но все-таки чужих людей. Это характерный пример сосуществования различных исторических типов традиции, где-то пересекающихся, а где-то и дополняющих одна другую.
Если теперь вспомнить историю масонства, то станет очевидным его происхождение от традиции профессиональной (архитекторов и вольных каменщиков), которая всегда имела место быть наряду с традицией религиозной. Дело в том, что древнейшие принципы РЕМЕСЛА предполагали не только (и даже не столько) мастерство утилитарного строительства, но выражение традиционных принципов космической гармонии в архитектуре (тезис Гюго о "символических книгах в камне"). Эти древнейшие знания с течением веков находили продуктивное применение в иных сферах ("архетектоника живописного образа", "мастерская художественного слова", "социальная архитектура") - традиция начинала функционировать на принципиально иных уровнях социального бытия.
Архаические составляющие масонства интересны как наследуемые обществом элементы многовекового человеческого опыта в известной области сакрального осмысления мира, выразившегося в "прикладной философии" (именно так именовали древние свою традиционную "космическую" архитектуру). Масонство интересно именно как средство формирования определенного типа "инициатического сознания", примером коего могут служить А.С.Пушкин, М.И.Кутузов, А.В.Суворов и другие выдающиеся люди прошлого. А ведь все это были глубоко верующие, религиозные люди, находившие в масонстве удовлетворение философским склонностям своей натуры. Ибо религия, конфессия, церковь, согласитесь со мной, не поле для философских исканий. Они, скорее, "твердая почва", догмат и утверждение веры. Наряду с этим "вечным и незыблемым" в душе человека существуют иные устремления, в частности, личностный, профессиональный, научный и философский поиск. Потому наряду с Церковью в социуме всегда были и все еще продолжают функционировать иные формы исторической традиции - семья, трудовая корпорация, школа, инициатическое сообщество. И хотя они подчас пересекаются и плотно взаимодействуют друг с другом, в конечном итоге - все это принципиально различные вещи, своим существованием не поставляющие под сомнение одна другую, а, напротив, образующие удивительно многообразную и сложную структуру человеческого общества, вырастающего в зеркальном подобии из пестрой палитры неописуемо разнообразной жизни.
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.