Отредактировано:15.05.08 12:58
ForЕве
Гуттаперчевый гуманизм.
Гуманизм - как много в этом звуке для
сердца нашего/нищего/ слилось...
(с) Из записок начинающего плагиавтора
Не буду утруждать никого выкладывая мотивы написания нижеизложенного. Хотя я и сам пока не знаю что здесь будет изложено.
Как всякий полуобразованый человек я обожаю словари.
… и цитаты /заранее за них извиняюсь/
[I]ГУМАНИЗМ (гуманизма принцип) - один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности.[/I] /Юридический словарь/
Начал с него, потому что это ближе к моему роду профессиональной деятельности. Выделяю из него - "система воззрений" и "уважение к личности"
С юристами понятно. Но вернемся к истории вопроса.
[I]Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения. Гуманизм приобрёл характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего философию, филологию, литературу, искусство. Гуманисты вовлекли в культурный оборот множество забытых литературных памятников классической древности. В 14—15 вв. центром гуманизма была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.). Гуманизм вместе с движением Реформации распространился и в др. европейских странах (Ф. Рабле, Франция; У. Шекспир и Ф.Бэкон, Англия; М. Сервантес, Испания; У. фон Гуттен и А. Дюрер, Германия; Эразм Роттердамский и др.). Гуманизм заложил прочные основы для развития науки.[/I]
/Исторический словарь/
Снова – „система взглядов” и „признанте человека как личности” . А дальше – следует, что до эпохи Возрождения гуманизма не было и закончился он вместе с Реформацией.
А как же греческая и римская философия. Разве Сенека не был гуманистом? А Библия – „Возлюби ближнего свого, как самого себя”?
Оставлю все эти спорные вопросы на совести историков составивших словарь. Прав был я, что не стал историком.
Слишком пространно и спорно. Надо поискать, что-то короче. Например вот это:
[I]ГУМАНИЗМ - (человечный) - совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему, создания условий для гармоничного развития личности. Гуманизм ГУМАНИЗМ( лат. humanus - человеческий, человечный) - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность... провозглашает жизнь человека высочайшей ценностью[/I]
/Краткий исторический словарь. 2001 г./
Та же «система взглядов». Это понятно. Любой «-изм» - это «система взглядов». Здесь опять речь о человеке, но не вспоминается о личности. /прискорбно/. «… провозглашает жизнь человека высочайшей ценностью» - жизнь человека, а не самого человека. Что-то здесь мне не нравится.
Прав был я, что не стал историком. История начинается там, где заканчивается память / Из записок несостоявшегося циника/
С историками ясно. В остальных словарях – почти тоже самое с вариациями.
[I]ГУМАНИЗМ, а, м.
1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма. | прил. гуманистический, ая, ое.[/I]/Словарь русского языка, Ожегов Шведова/
Краткость сестра таланта? /Уважаемый Антон Палыч – если Вы писали о себе, то возможно и правильно, но как говорится - в семье не без урода/
Радует, что составители словаря, сами признали, что определение краткое и неполное. Хотя и такого определения достаточно, чтобы убегать от гуманизма куда глаза глядят. "...человечность ... в отношении к людям". Они этого заслуживают в массе своей? Не конкретный человек, а "люди вообще"?
Второй пункт напоминает укороченное резюме из исторического словаря.
[I]Гуманизм :1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.).
2. Просвещенное человеколюбие (устар.). [/I]
/Толковый словарь Ушакова/
Респект за п.2, жаль что устаревшее. Человеколюбие, но не просто человеколюбие, а просвещенное!!! Красиво, но не мое.
[I]Гуманизм- (от латин. Humanus - человеческий, человечный), - признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека, как критерий оценки обществ. отношений. [/I]/В унисон нам говорят: "Российский энциклопедический словарь", под ред. Прохорова А. М., Большой энцикл.словарь. Новый словарь русского языка, толково-словообразовательный, Т.Ф. Ефремова/
Итак, большинством голосов избрали - «признание человека как личности». Вот от личности и ее признания надо и плясать.
Кто хочет может заглянуть еще и в Википедию.
Но почему же гуттаперчевый?
А вот почему. Очень пространная цитата. Но надо.
[I]Гуманизм (лат. humanus - человечный) - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как лич-ности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни. Г.- антипод всякого рода фанатизма, ригоризма, нетерпи-мости, неуважения т. зр. и знаний других. Как оформленное идейное движение Г. складывается в эпоху Возрождения (15 - 16 вв.). в этот период Г. характерен для идеологий буржуазии, боровшейся против феодализ-ма и теологических взглядов средневе-ковья, тесно связан с прогрессивными материалистическими воззрениями.
/прод. в коментах/